На Главную О Радиомузее Как нас найти Коллекции друзей

РАДИОСРЕДСТВА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Радиоаппаратура союзников СССР, в том числе поставлявшаяся по Ленд-Лизу

Авиационные бортовые радиостанции

Что касается авиационного бортового оборудования, поставлявшегося в СССР, то в придачу к Отчету военного ведомства США о поставках по Ленд-Лизу мы использовали имеющиеся в нашем распоряжении справочники по самолетной радиоаппаратуре, изданные в СССР в 1946 и 1948 гг. Поэтому в наших перечнях аппаратуры Ленд-Лиза, поставлявшейся в СССР, чувствуется некоторый перекос в сторону авионики. 

Кроме достаточно известных моделей - комплекта бортовой радиостанции SCR-274-N и приемника ВС-348 - в советских справочниках по самолетному радиооборудованию упомянуто достаточно много других авиационных радиоустройств американского производства. Это и КВ радиостанция SCR-287 (в состав которой вместе с передатчиком ВС-375 как раз и входил приемник ВС-348), и УКВ радиостанция SCR-522, послужившая прототипом нашей РСИУ-3 (она же Р-800), и радиокомпасы, и радиооборудование для посадки вслепую. 

Необходимое пояснение. Термин "командная радиостанция" (Command Set) в американской авиации означал радиостанцию для связи между самолетами. Термин "связная радиостанция" (Liaison Set) означал радиостанцию для дальней связи с аэродромами. В реальной жизни эти функции строго не соблюдались, и командные радиостанции с успехом использовались также для связи с землей. 

  На выход

В Радиомузее В. Громова собраны приемники, передатчики и другие устройства из состава следующих комплектов американской авиационной радиоаппаратуры, поставлявшейся в СССР:

SCR-274-N - командные бортовые радиостанции разработки 1940 г., предназначенные для радиосвязи между самолетами, с наземными командными пунктами и для радионавигации. В них впервые было применено переключение диапазонов за счет смены блоков приемника и передатчика. 

Все приемники супергетеродинного типа. Навигационные приемники ВС-453 (190…550 кГц) и ВС-946 (550…1500 кГц). Сменные блоки приемников ВС-454 (3…6 МГц) и ВС-455 (6…9,1 МГц). 

Сменные блоки передатчиков ВС-696 (3…4 МГц), ВС-457 (4…5,3 МГц), ВС-458 (5,3…7 МГц) и ВС-459 (7…9,1 МГц). Мощность до 40 Вт (ТЛГ), виды работы - ТЛГ (А1, А2) и АМ (A3). 

В 1942 г. были добавлены блоки УКВ - приемник ВС-942 (100…156 МГц) и передатчик ВС-950 (100…125 МГц, 10 Вт, АМ). Полный список блоков SCR-274-N приведен здесь.

Комплекты SCR-274-N устанавливались на поставлявшихся в СССР по Ленд-Лизу истребителях "Спитфайр", Р-40Е "Китти-Хок", Р-39 "Аэрокобра", а также на бомбардировщиках В-25 "Митчелл", "Бостон III" (DB-7B) и "Хэвок" (модели A-20C и A-20G). 

До появления SCR-274-N основным типом командных радиостанций в армейской авиации США были комплекты SCR-183 и SCR-283 с приемниками, собранными по схеме прямого усиления, и 20-ваттными передатчиками, а в морской авиации - похожие на них комплекты GF/RU. Вся эта аппаратура производилась, начиная с 1932 года. 

Прототип комплекта SCR-274-N разрабатывался с 1937 года по заказу американских ВМФ (US Navy). Он был испытан в 1939-м и сразу же принят на вооружение как модель RAT (диапазон 13,5…27 МГц) и модель RAV (190 кГц…27 МГц). Американская армия заказала аналогичную аппаратуру в июне 1940 г. и назвала ее SCR-274-N, где буква "N" напоминала о моряках (Navy). 

Уникальность конструкторского подхода при разработке SCR-274-N заключалась в том, что в аппаратуре были начисто исключены переключатели диапазонов и использовалось несколько идентичных по конструкции приемников и передатчиков, перекрывавших различные полосы радиочастот. Понятно, что это резко повысило надежность и стабильность радиоаппаратуры. 

Производство радиостанций сразу же начала Aircraft Radio Corporation, выпуская для моряков комплекты ATA/ARA, а для армейской авиации SCR-274-N. В результате одни и те же блоки выпускались под двумя разными названиями. Например, бортовые приемники диапазона 3…6 МГц в армейской авиации назывались ВС-454, а в комплекте ATA/ARA точно такие же приемники назывались CBY-46105 ("CBY" - это флотский код, присвоенный Aircraft Radio Corporation). 

В 1942-1943 гг. для морской авиации было начато производство усовершенствованного варианта командной радиостанции, который в соответствии с только что введенной системой обозначений стал называться AN/ARC-5. 

Приемники и передатчики также получили новые обозначения. Так, приемники диапазона 3…6 МГц назывались уже не ВС-454, а либо R-21/ARC-5, либо R-26/ARC-5. Взаимозаменяемости между комплектами SCR-274-N и AN/ARC-5 не было, даже кабельные разъемы не подходили друг к другу. 

В коллекции Радиомузея В. Громова имеются только блоки из комплекта SCR-274-N. В нашей библиотеке имеется "Предварительная инструкция по радиостанции SCR-274-N", переведенная и изданная в США Амторгом в 1942 г. в расчете на использование аппаратуры SCR-274-N в СССР. 

SCR-*-283 - командные бортовые радиостанции разработки 1932 г., предназначенные для радиосвязи между самолетами, с наземными командными пунктами и для радионавигации. Предшественники комплекта SCR-274-N. Питание от бортсети напряжением 28 В. 

SCR-*-183 - аналог SCR-*-283. Питание от бортсети напряжением 14 В. 

Знак * (звездочка) в обозначениях реальной аппаратуры заменялся буквами AJ, AR, AS и т.д. 

Приемники прямого усиления (у нас это ВС-AR-429), диапазоны 200…400 кГц и 2,5…7,7 МГц. Передатчики ВС-AR-430 и ВС-AR-230 аналогичны по схеме и конструкции. Диапазон 2,5…7,7 МГц, мощность 20 Вт, виды работы - ТЛГ (А1,А2) и АМ. Переключение диапазонов в приемниках и передатчиках за счет смены диапазонных блоков настройки (доступ с боковых стенок аппаратуры). 

Поставлялись в СССР по Ленд-Лизу как часть оснащения истребителей Р-40Е "Китти-Хок", бомбардировщиков В-25 "Митчелл" и транспортных самолетов С-47 "Скайтрейн". 

SCR-287 - связные (для дальней связи) бортовые радиостанции с питанием от бортсети 28 В. Приемник ВС-348 (1,5…18 МГц), передатчик ВС-375 (1…12 МГц, мощн. 75 Вт, ТЛГ).

SCR-522 - командные бортовые УКВ радиостанции, предназначены для радиосвязи между самолетами и с наземными командными пунктами. Четыре фиксированных канала (A,B,C,D) в диапазоне 100…156 МГц, мощность 6 Вт, вид работы АМ.  

На канале D обеспечивалась возможность автоматической передачи посылок тонального телеграфа, использовавшихся в системе идентификации "свой-чужой" (система Pipsqeak, см. ниже). Управление радиостанциями дистанционное.

SCR-522 это аналог английской радиостанции TR-1143 и прототип советской РСИУ-3 (Р-800). 

RAX - связные бортовые приемники морской авиации США для полосы частот от 200 кГц до 27 МГц. В комплект входили приемники CG-46115 (200…1500 кГц), CG-46116 (1,5…9 МГц), CG-46117 (7…27 МГц). 

По схеме приемники RAX аналогичны приемникам из комплекта SCR-274-N, однако имеют переключатели диапазонов. Поставлялись в СССР как часть оснащения тяжелых летающих лодок PBY-5A "Каталина", которые охраняли северные конвои и базировались в Мурманске и Архангельске.

У нас имеются также блоки из состава следующей бортовой аппаратуры: 

RC-36 - самолетное переговорное устройство (СПУ) с возможностями дистанционного управления бортовыми радиосредствами. Предназначено для ведения внутренней телефонной связи между членами экипажа самолета и использования ими аппаратуры связной и командной радиостанций и самолетного радиопеленгатора. 

RC-43 - радиоотметчик диапазона 62…80 МГц на базе маркерного приемника ВС-357. Предназначен для приема сигналов маркерных радиомаяков, отмечающих местоположение контрольных пунктов в системе средств посадки. 

RC-103 - устройство для захода на посадку в условиях плохой видимости на базе приемника ВС-733. Дополнительно используются высотомер или приемник глиссады и маркерный приемник. 

RC-193 - радиоотметчик, 75 МГц, на базе маркерного приемника ВС-1333 со световой сигнализацией. 

  На выход

Переходим к описанию "авиационных" экспонатов Радиомузея В. Громова в алфавитном порядке: 

BC-AR-230 - передатчик командной радиостанции SCR-AR-183 (SCR-*-183). Диапазон частот 2,5…7 МГц. Переключение диапазонов за счет смены блоков настройки. Мощность 15 Вт, виды работы - ТЛГ (А1,А2) и АМ. Питание от бортсети 14 В. Имеются диапазонные блоки C-382 и C-385. 

Дополнительная информация: 
Состав блоков комплекта SCR-AR-183

BC-348-R - авиационный бортовой приемник из комплекта связной радиостанции SCR-287. Диапазоны частот 0,2…0,5 МГц и 1,5…18 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ. Начало выпуска - 1938 г. Разными фирмами выпускалось более 10 моделей ВС-348, различавшихся последней буквой. 

Вместе с приемником ВС-348 в комплект SCR-287 входил передатчик ВС-375. Такого передатчика в нашей коллекции нет, однако имеется сменный диапазонный блок TU-5 от него (см. ниже). 

Начиная с 1944 г. приемники ВС-348 начали применяться в составе бортовых радиостанций AN/ARC-8 вместе с новейшим по тем временам передающим комплектом AN/ART-13 (AN/ART-13 состоял из 100-ваттного передатчика T-47/ART-13 и вспомогательных устройств). Радиостанции дальней связи AN/ARC-8 устанавливались, в частности, на бомбардировщиках В-29, В-36 и В-58. Приемники ВС-348 также получили новое обозначение и стали выпускаться как AN/ARR-11. 

Когда в июне 1945 г. было принято решение скопировать американский тяжелый бомбардировщик В-29 "Суперфортресс", то к маю 1947 года вместе со стратегическим бомбардировщиком Ту-4 на свет появились передатчик РСБ-70 (точная копия T-47/ART-13) и приемник УС-9 (точная копия ВС-348). 

Приемники УС-9 выпускались в СССР с 1947 по 1987 годы. Если учесть, что ВС-348 выпускался в США, начиная с 1938 года, то вместе эта "парочка" вполне могла бы претендовать на место в Книге рекордов Гинесса как самая долгоживущая разработка. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-348

BC-357-P - маркерный приемник из комплекта радиоотметчика RC-43. Собран по схеме прямого усиления, диапазон частот 62…80 МГц. Основная рабочая частота 75 МГц. Питание от бортсети 28 В. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-357

BC-366 - абонентский аппарат из состава самолетного переговорного устройства RC-36.

С помощью переключателя позволяет выбирать следующие режимы работы: "COMP" - включение на самолетный радиопеленгатор, "LIAISON" - использование связной радиостанции, "COMMAND" - использование командной радиостанции, "INTER" - внутренняя связь между членами экипажа, "CALL" - общий циркулярный вызов всех членов экипажа. Питание от бортсети 28 В.

Дополнительная информация: 
Блок-схема СПУ RC-36 
Принципиальная схема BC-366 

  На выход

BC-AR-408 - антенное реле командной радиостанции SCR-AR-283 (SCR-*-283). 

BC-AR-429 - приемник командной радиостанции SCR-AR-283 (SCR-*-283). Разработка 1932 г., собран по схеме регенератора. Диапазоны частот 200…400 кГц и 2,5…7,7 МГц. Переключение диапазонов за счет смены блоков настройки. Питание от бортсети 28 В. Имеется диапазонный блок C-379. 

Дополнительная информация: 
Состав блоков комплекта SCR-AR-283
Принципиальная схема BC-AR-429 

BC-AR-430 - передатчик командной радиостанции SCR-AR-283 (SCR-*-283). Диапазон частот 2,5…7 МГц. Переключение диапазонов за счет смены блоков настройки. Мощность 15 Вт, виды работы - ТЛГ (А1,А2) и АМ. Питание от бортсети 28 В. Имеется диапазонный блок C-184. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-AR-430 

BC-442 - антенное реле с индикатором мощности из комплекта SCR-274-N. 

Дополнительная информация:
Схема цепей управления SCR-274

BC-450-A - блок дистанционного управления тремя приемниками из комплекта SCR-274-N. 

Дополнительная информация: 
Схема подключения BC-450-A

BC-453 - навигационный приемник из комплекта SCR-274-N. Диапазон 190…550 кГц. Питание от бортсети 28 В через умформер DM-32. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-453

BC-454 - связной приемник из комплекта SCR-274-N. Диапазон 3…6 МГц. Питание от бортсети 28 В через умформер DM-32. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-454

BC-454 (FT) - связной приемник (суффикс FT условный) из комплекта SCR-274-N с адаптером местного управления FT-260. Диапазон 3…6 МГц. Питание от бортсети 28 В через умформер DM-32. 

Адаптер FT-260 установлен внизу на передней панели приемника и предназначен для регулировки громкости и переключения видов работы. На нашем экземпляре адаптера в муаровой краске выбрана канавка, а в ней выбиты русские буквы ТГР, ВЫКЛ и ТЛФ. 

Бросается в глаза "ТГР" - необычный вариант обозначения телеграфного режима. В наши дни пишут "ТЛГ", хотя и "ТГР" понимается однозначно. Все эти русские буквы на передней панели, явно добавленные нашими умельцами, свидетельствуют о том, что приемники BC-454 определенно поставлялись в авиационные части Красной Армии. 

Дополнительная информация: 
Схема подключения FT-260

  На выход

BC-456 - модулятор и блок питания передатчиков из комплекта SCR-274-N. Умформер DM-33 обеспечивает одновременное питание всех бортовых передатчиков.

Дополнительная информация:
Функциональная схема НЧ цепей передатчика

BC-457 - связной передатчик из комплекта SCR-274-N, диапазон 4…5,3 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ. Выходная мощность 40 Вт. Питание от бортсети 28 В через умформер DM-33, установленный на модуляторе ВС-456. 

Дополнительная информация: 
Функциональная схема ВЧ цепей передатчика

BC-458 - связной передатчик из комплекта SCR-274-N, диапазон 5,3…7 МГц. Виды работы - ТЛГ и АМ. Выходная мощность 40 Вт. Питание от бортсети 28 В через умформер DM-33, установленный на модуляторе ВС-456. По схеме аналогичен передатчику ВС-457. 

BC-631-B - блок коммутации (переходная коробка экипажа) из комплекта командной радиостанции SCR-522. 

Дополнительная информация: 
Блок-схема коммутации комплекта SCR-522 

BC-733-D - приемник из комплекта RC-103 для захода на посадку в условиях плохой видимости. Имеет шесть фиксированных частот в диапазоне 108,3…110,3 МГц, стабилизированных кварцами. Управление приемником дистанционное. Питание от бортсети 28 В. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема BC-733 

BC-1333 - маркерный приемник из комплекта радиоотметчика RC-193. Собран по схеме прямого усиления, диапазон частот 62…80 МГц. Основная рабочая частота 75 МГц. Позволяет получать отметку момента нахождения самолета над маркерным маяком с помощью световой и звуковой сигнализации. Питание от бортсети 28 В. 

Дополнительная информация:
Принципиальная схема BC-1333

CG-46117 - бортовой КВ приемник морской авиации США, часть комплекта RAX. Диапазон частот 7…27 МГц (5 поддиапазонов), виды работы - ТЛГ и АМ. Питание от бортсети 28 В через умформер, установленный на приемнике. Производство General Electric. Начало выпуска - 1941 г. 

На примере этого приемника можно видеть разницу в подходах к конструированию армейской и морской авиационной аппаратуры. Если связные приемники командной радиостанции SCR-274-N были принципиально однодиапазонными, и при смене рабочего диапазона заменялся весь блок приемника, то в комплекте RAX каждый из трех приемников - CG-46115, CG-46116 и CG-46117 - имеет несколько диапазонов (4, 4 и 5 соответственно) и оснащен переключателем диапазонов. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема CG-46117 

T-4/CRT-3 - передатчик из состава аварийно-спасательного комплекта AN/CRT-3, применявшегося в ВВС США и Англии. Рабочие частоты 500 кГц и 8280 кГц. Вид работы - тональный телеграф (А2). Выходная мощность - 5 Вт. Имел в своем составе антенну длиной около 100 м и противовес. Питание от встроенного ручного генератора. Начало выпуска - 1943 г. 

С мая 1942 г. в США выпускался аварийно-спасательный комплект SCR-578 с передатчиком ВС-778, прототипом которого был немецкий аварийный передатчик NS 2. Передатчик ВС-778 пилоты прозвали "Гибсон гёрл" (Gibson Girl) за его эргономичные формы, напоминавшие изящных девушек-моделей с картин художника конца XIX века Чарльза Гибсона. Это же шутливое прозвище унаследовал и передатчик T-4/CRT-3. 

Аварийно-спасательные комплекты SCR-578 и AN/CRT-3 состояли из двух упаковок и кроме радиоаппаратуры включали приспособления для подъема антенны - коробчатый воздушный змей, который запускался из спасательной лодки при помощи ракетницы, и надувной резиновый шар с газовыми баллонами для подъема антенны в случае отсутствия ветра. 

Передатчик ВС-778 работал только на частоте 500 кГц, в то время как T-4/CRT-3 попеременно работал на двух частотах - 500 кГц и 8280 кГц. Это облегчало поисковым самолетам пеленгацию надувной резиновой лодки с членами экипажа сбитого самолета. С самолета, летящего на высоте 600 м, аварийные передатчики ВС-778 и T-4/CRT-3 были слышны на расстоянии до 300 км. 

Дополнительная информация: 
Принципиальная схема ВС-778
Принципиальная схема T-4/CRT-3

TU-5 - сменный диапазонный блок (Tuning Unit) бортового авиационного передатчика ВС-375, который входил в состав комплекта SCR-287. Рабочие частоты 1,5...3 МГц. Рассчитан на выходную мощность 75 Вт. Аналогичные сменные блоки использовались в передатчиках ВС-191 из мобильных комплектов SCR-177-B. 

Дополнительная информация: 
Внешний вид передатчика ВС-375
Принципиальная схема блока TU-5

Если вы хотите продолжить знакомство с подразделом "Радиоаппаратура союзников СССР, в том числе поставлявшаяся по Ленд-Лизу", можете воспользоваться приведенным ниже оглавлением:

На Главную  |  В начало подраздела
 

Тел: (495) 744-1070     Email: museum@rkk.ru

 Рейтинг@Mail.ru